Войти на сайт

Письмо от архитектора

Фото © Мария Коряга

Облик Новокузнецка претерпевает естественные изменения: строятся новые дома, микрорайоны, объекты соцкультбыта.

Однако, несмотря на многообразие стилевых изысканий современных мастеров градостроительства, думается, что если бы вдруг пришлось выбирать, с чего начать знакомство с нашим городом, то не многие предпочли бы новый его центр старому.

Заставила задуматься мысль из книги автора исторических работ по сталинской застройке: «Архитектура – это не застывшие здания, а диалог с потомками, где вместо слов используются символы, поняв которые, можно прочитать послание из прошлого». Стало интересно: какие мысли закодированы в том архитектурном пространстве, которое нам досталось в наследство от былых времён? И какое послание для будущих поколений пытаются оставить современные зодчие?

Если «копать» неглубоко и остановиться на «письмах», которые для нас «закодировала» советская эпоха, то можно обнаружить, что их не так много, но они довольно любопытные. Прежде всего, в памяти возникают здания конструктивистской застройки 1930-х годов в районе так называемого «Соцгорода». Природа этих сооружений может, на наш взгляд, охарактеризовать не только определённый этап развития архитектурной мысли, но и сам способ восприятия жизни советского человека или того, каковой она должна быть. Скромные и подчинённые строгому функционалу дома-коммуны не приспособлены для частной жизни и домашнего времяпрепровождения. Из архитектурных изысков – небольшие звёзды или геометрические фигуры в оконных проёмах. В настоящее время они видны только на реконструированных домах.

Далее на очереди – архитектурная роскошь послевоенной застройки старого центра. Ориентация на классические образцы, монументальность форм, возвращение колонн и портиков, обильное декорирование фасадов лепниной. В оформлении – сочетание общепринятых классических мотивов (венок, вазоны с цветами или фруктами, колосья, розетки) и политической символики (непременная пятиконечная звезда, серп, молот, их единство – советский герб). Если первые символизировали плодородие, процветание, триумф духа, славу победы, гармонию, то вторые добавляли идеологический аспект, восстанавливая, возможно, причинно-следственные связи в сознании обывателя.

Пятиконечная звезда как элемент декора требует особого внимания. Иногда её можно увидеть саму по себе (к примеру, на фронтоне кинотеатра «Октябрь») или в плачевных ныне остатках уличной иллюминации на Курако, существующих, согласно разным источникам, с середины 60-х годов прошлого века. К слову, такие же звёзды украшали до недавнего времени и проспект Металлургов, сейчас их место заняли ковши с льющимся из них металлом. Но чаще звезда появляется в сочетании с другими элементами: молотами (на башенках «чудо-дома» №39 на Металлургов), венками и колосьями (в отдельных арках домов на Металлургов) или чередовании с символами (книгами – на фасаде лицея №111). Данный символ имеет официальную трактовку: борьба трудящихся за освобождение «от голода, войны, нищеты и рабства». Пять лучей обозначали солидарность трудящихся пяти континентов. Эмблема Красной армии согласно приказу Наркомата по военным делам с 1918 года.

Переходя от размышлений о домах и объектах соцкультбыта, останавливаемся на тех архитектурных решениях, символическая и мемориальная функции которых являются первоочередными. Занявшая в 1972 году пустовавшее место на пересечении улицы Кирова и проспекта Октябрьского стела «50 лет со дня образования СССР», спроектированная новокузнецким архитектором Александром Выповым, продолжает гармонично дополнять городской облик и по сегодняшний день. Каменный цветок, каждый лепесток которого украшен гербом одной из 15 входящих в Советы республик, увенчан гербом СССР. Согласно задумке автора, монумент являет собой символ народного единения, дружбы народов Союза.

Выпову, кстати, Новокузнецк обязан и другим архитектурным изыском – чугунным ограждением на Кузнецком мосту, украшенным новокузнецким гербом. В 1970-м Александр Иванович разработал для города новый герб (символизирующий, согласно описанию, и мощь сибирской природы, и богатства недр Кузнецкой земли, и значимость профильного производства, и преемственность поколений), и Горсовет принял его. В целях популяризации новый герб стали использовать как элемент архитектурного декора. Он стал не только элементом стелы на Привокзальной площади (демонтированной в связи с реконструкцией территории) и монумента на въезде в город («Вас приветствует дважды орденоносный город Новокузнецк»), но и украсил реконструированный коммунальный мост через реку Томь в районе Топольников и Левого берега.

На сегодняшний день герб считается утратившим свою силу, однако продолжает нести определённую смысловую нагрузку, соседствуя с перилами на мосту.

К чему весь этот разговор? Вернёмся к цитате о зашифрованном послании. Для автора понятна, пусть и в несколько упрощённом, так сказать, ангажированном смысле, идея озвученных архитектурных реалий. Наверняка и для потомков найдутся умные люди, которые охарактеризуют в будущем и сегодняшнее мировоззрение, и его отражение в новом облике города. Своими силами простому обывателю, на наш взгляд, это сделать будет сложнее. И не потому, что нет некой обозримой объединяющей идеи в общественном сознании, но скорее оттого, что и нет попыток её обнаружения. Хотя из наблюдений за современными градостроительными решениями можно предположить, что это есть не что иное, как очередное обращение к функционалу… но что оно символизирует?

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/newspapers/62567.html

Облик Новокузнецка претерпевает естественные изменения: строятся новые дома, микрорайоны, объекты соцкультбыта.

 
Рейтинг@Mail.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: