Последние новости:
Современный студент намечает индивидуальную образовательную стратегию уже с первых лет обучения
Система образования – пожалуй, одна из самых консервативных сфер жизни общества – сегодня активно преобразуется и реформируется. В последние годы важные изменения коснулись и новокузнецких вузов. Какой он, современный студент Новокузнецка? И какие абитуриенты поступают сегодня в новокузнецкие высшие учебные заведения? Об этом мы поговорили с Олесей Гордеевой, кандидатом педагогических наук, ответственным секретарём приёмной комиссии СибГИУ.
– Олеся Владимировна, достижения абитуриентов, такие как окончание школы с отличием, победы в предметных олимпиадах, спортивные успехи стали учитываться вузами недавно. Можно ли сегодня уже подвести черту и рассказать о количестве талантливой молодёжи в студенческой среде Новокузнецка?
– Действительно, правила приёма ранее не предполагали учёт индивидуальных достижений абитуриентов. Он введён сравнительно недавно – в прошлом году. В рамках прошлой приёмной кампании министерством образования и науки были определены результаты индивидуальных достижений, которые вузы обязаны были учитывать. В этом году вузам предложен перечень индивидуальных достижений поступающих, причём каждое учебное заведение само решает, какое количество дополнительных баллов оно готово присудить за те или иные достижения, максимально – 10 баллов. Такое право – на начисление дополнительных баллов к конкурсным при поступлении – имеют чемпионы и призёры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира и Европы, выпускники школ, имеющие аттестат с отличием или золотую, серебряную медали, участники предметных олимпиад и другие. Вуз также имеет право проверить итоговое сочинение поступающего и выставить ему дополнительные баллы по результатам проверки.
– Сами вузы какие достижения абитуриентов оценивают на наиболее высокие баллы?
– Вузы сегодня ориентированы – и это характерно не только для учебных заведений Новокузнецка, но и российских вузов в целом – на абитуриентов с достижениями в спортивной и учебной сферах.
Среди абитуриентов новокузнецких вузов много ребят со спортивными достижениями. Бывает так, что они приходят подавать документы целой командой.
– А что касается выпускников, имеющих достижения в учебной и научной сфере, победителей или участников олимпиад и научно-практических конференций?
– В отличие от выпускников прошлых лет современный школьник имеет возможность принять участие в олимпиадах, конкурсах различных уровней в разных формах (очной, заочной, дистанционной и пр.). Как результат – за годы обучения в школе накапливается объёмная папка-портфолио с дипломами. Когда начинаешь их изучать, удивляешься, что порой один и тот же выпускник участвовал в олимпиадах и по математике, и по физической культуре, и по биологии. Более того, у него могут быть публикации – статьи или творческие произведения собственного сочинения. Поэтому современный абитуриент – человек с разносторонними способностями, он пробует себя, ищет свою траекторию успеха. Если говорить об участии в олимпиадах, то по результатам прошедшей приёмной кампании в СиБГИУ предъявивших результаты участия в олимпиадах – около 60 процентов от общего числа поступающих.
– Какую картину показывает учёт индивидуальных достижений? Талантливая молодёжь поступает в вузы Новокузнецка?
– Сегодня в новокузнецкие вузы поступает не меньше талантливых ребят, чем раньше. Хотя результаты приёмной комиссии не позволяют объективно судить об их количестве. Иногда в беседе абитуриенты спрашивают о возможностях продолжить заниматься творчеством – танцами, вокалом и многим другим – и реализовать свои творческие способности уже в процессе получения высшего образования. Я согласна с тем, что для студента это важно, для молодого человека четыре-пять лет обучения – это значительный период жизни. Конечно, наш вуз такие возможности предоставляет. Если есть потребность, желание выразить себя в творчестве, можно принять участие в творческих мероприятиях, стать участником студенческого объединения.
– По вашему опыту, наметилась ли в нашем городе тенденция к увеличению или уменьшению числа абитуриентов, имеющих индивидуальные достижения?
– Дело в том, что и раньше поступающий имел право предъявить свидетельства своих достижений – грамоты, дипломы и так далее. Они хранились в личном деле студента, но не учитывались в конкурсе при поступлении. Невозможно говорить о том, увеличилось или уменьшилось количество таких абитуриентов. По моим наблюдениям, выпускники становятся все более прагматичными, коммуникабельными, решительными, а творческие амбиции – более разнообразными и пёстрыми.
– На ваш взгляд, отличается ли современный абитуриент от абитуриентов прошлых лет?
– Сейчас молодые люди уже при поступлении интересуются наличием в вузе программ магистратуры и аспирантуры. Часто задаются вопросы о втором, третьем высшем образовании. Кроме того, при выборе направления, профиля выясняют возможности образовательной программы с точки зрения перспектив образовательной траектории по окончании вуза. В отличие от студентов прошлых лет, они нацелены на получение не одной, а нескольких профессий.
– К вопросу об образовательной стратегии. Популярно ли у новокузнецких студентов продолжение занятий наукой уже профессионально? Идут ли наши студенты после получения высшего образования в науку?
– Для родителей и абитуриентов немаловажное значение имеет наличие магистерских образовательных программ в вузе. Возможно, это объясняется тем, что сегодня работодатели при приёме на определённые должности требуют наличия диплома магистра. Чем шире спектр магистерских направлений, тем больше возможностей у выпускника вуза. Так, например, только в нашем вузе сегодня предлагается 30 магистерских направлений.
– В последние годы говорят о печальной статистике для новокузнецких вузов – практически половина выпускников городских школ уезжает в другие города, чтобы получить высшее образование. Когда такой отток абитуриентов появился и с чем, на ваш взгляд, он связан?
– Я бы не стала называть это оттоком абитуриентов, скорее всего, это естественная миграция. Действительно, часть выпускников новокузнецких школ уезжает в другие города, однако среди поступивших значительную часть составляют выпускники школ других городов Кемеровской области. До введения ЕГЭ при поступлении требовалось сдать вступительные экзамены в вузе, поэтому действовал фактор материальной обеспеченности – чтобы приехать в другой город для прохождения вступительного испытания, нужно было потратиться на билет, на проживание. Сроки приёмной кампании не позволяли участвовать в конкурсе в нескольких вузах. Возможно, поэтому сегодня одиннадцатиклассники так ценят ЕГЭ – эта форма итоговой аттестации делает высшее образование более доступным. А уехать от родных, стать самостоятельным в юношеском возрасте всегда хочется. Предпочтение другого города для получения высшего образования связано ещё с одним фактором: социологические опросы показывают, что на выбор абитуриента влияет количество бюджетных мест в вузе, именно они определяют конкурсную ситуацию. Если в одном из новокузнецких вузов произошло сокращение бюджетных мест по какому-либо направлению, то понятно, что выпускник выберет это направление в другом вузе. Для поступающих в СибГИУ в 2016 году количество бюджетных мест осталось прежним, поэтому можно надеяться, что в этом году количество уезжающих выпускников существенно не увеличится.
– Каков для вас портрет современного новокузнецкого студента?
– Мы живём в интересное время – время перемен, и для меня портрет нынешнего студента – это образ, порождённый настоящим: яркий молодой человек с познавательными разносторонними амбициями. Он подвергает сомнению чужую точку зрения, стремится всё познать опытным путём, пробует свои силы в различных сферах деятельности. Его пытливость и дерзость в реализации жизненных амбиций вдохновляет. При этом он, как и студент прошлого, остается весёлым, позитивным, коммуникабельным.
Современный студент намечает индивидуальную образовательную стратегию уже с первых лет обучения