Последние новости:
Журналисты газеты «Новокузнецк» разбирались в вопросе, кто должен сегодня ограждать детей от опасной информации в Интернете?
К тому, что мы живём в век информационных технологий и в информационном обществе, кажется, уже привыкли все. Но сообщения о том, что подростки сводят счёты с жизнью после вступления в виртуальные секты, отправляясь с высоток в «свободный полёт», шокируют и заставляют понять, что в этом, на первый взгляд привычном, мире доступного Интернета нужно быть предельно бдительным. Лавины информации, которые сходят на нас с телеэкранов, мониторов компьютеров, планшетов и смартфонов, особенно опасны для тех, кто уже в раннем возрасте «приручил» диковинные гаджеты, – для детей. И в ответе за них мы, взрослые.
В отличие от поколения предыдущего, сегодняшние подростки взрослеют в условиях избытка информации. Их детство – не красивые фантики-«секреты», не кораблики в ручье и не дворовые игры.
Интернет сделал для них доступными практически любые сведения о взрослом мире, а различить, где добро, а где зло в Сети, зачастую очень трудно.
В декабре 2015 года правительство России утвердило Концепцию информационной безопасности, где были намечены основные пути защиты детей от нежелательной информации. Как их реализовать на практике? И кто должен всё-таки заботиться о развитии детей – государство или семья? С этими вопросами мы обратились к тем, чья профессия связана с заботой о молодом поколении.
Галина Винтовкина, учитель информатики МБ НОУ «Лицей №111», победитель конкурса «Учитель года – 2014» в Новокузнецке:
– В нашем лицее, как и в других школах, на всех компьютерах установлен контент-фильтр, который блокирует нежелательные для просмотра детьми сайты, кроме того, нет доступа к Wi-Fi. И детей это, конечно, расстраивает, ведь если на уроках они используют компьютер для обучения под контролем учителей, то на переменах ребята стремятся попасть в Интернет через собственные смартфоны и планшеты – для игр, общения в социальных сетях, для развлечения. Хотя у многих сегодня есть доступ к Сети с гаджетов с помощью услуги «Мобильный Интернет». И это уже вопрос к родителям – насколько внимательно они относятся к вопросу безопасности детей в Интернете. Прежде всего, мамам и папам нужно обращать внимание на сайты, которые они сами посещают. Для детей на домашнем компьютере и на различных гаджетах можно установить «Родительский контроль» – это программы и действия, которые позволяют ограничить время пребывания ребёнка у монитора, запретить доступ к играм и к сайтам с «недетским» содержимым, а родителям дают возможность отслеживать странички Сети, которые ребёнок посещал в течение дня.
Правда, как педагог могу сказать: безопасность ребёнка в Интернете – во многом дело воспитания. А построение системы запретов к воспитанию прямого отношения не имеет.
Ребёнку нужно объяснять с самого раннего возраста, что Интернет – это не развлечение, а часть жизни, и там тоже существует добро и зло, полезное и опасное, и нужно знать и выполнять определённые правила. Все мы учим своих детей не разговаривать с незнакомцами, не верить дяде, который обещает конфетку, если ребёнок согласится с ним пойти. Необходимо объяснить, что в Сети тоже нужно вести себя осторожно. Посещайте Сеть вместе с детьми, поощряйте их стремление делиться опытом её использования. Научите их доверять своей интуиции и рассказывать вам, если их что-то смущает или беспокоит в Интернете. К сожалению, трагические случаи часто связаны с тем, что у современных родителей сформировано представление о просиживании детей во Всемирной сети как о развлечении. Я считаю, что пока мы не сформируем в обществе культуру пользователя Интернета, говорить об информационной безопасности детей трудно.
Татьяна Рахимова и Вера Чернышова, педагоги-психологи отделения «Дар» Новокузнецкого городского округа ГОО «Кузбасский РЦППМС»:
– Часто Интернет воспринимается детьми, и в первую очередь подростками, как доступный источник ответов на все возникающие вопросы. Подростки ищут альтернативные пути получения информации, когда взрослые теряют в их глазах авторитет. Нередко это приводит к вовлечению подростков в опасные виртуальные отношения, в сообщества экстремистской или криминальной направленности.
В большинстве случаев уход в Сеть – это психологическая проблема: следствие непринятия ребёнком этого мира, социума из-за дискомфорта в семье или во взаимоотношениях со сверстниками.
Ведь для ребёнка социум – это семья и школа. И именно в них нужно искать ключ к проблемам безопасности детей. В Глобальной сети ребёнок может сам создавать мир и правила, по которым он существует, он может примерить на себя любую роль, если его не устраивает своё положение в социуме. Здесь совет такой: следите за тем, какую виртуальную реальность создаёт себе подросток и, проанализировав, чего ему не хватает в реальности, постарайтесь пробел восполнить.
Важно научить детей критически относиться к информации, которую они получают в Интернете или с экранов телевизоров. Для этого нужно научить ребёнка размышлять, иметь собственное мнение – смотрите вместе с ним и обсуждайте фильмы, новостные передачи, читайте и анализируйте книги и статьи. Разнообразными должны быть не только виды и жанры предметов обсуждения, но и темы для разговоров. Советуйтесь с ребёнком; обсуждайте не только бытовые, но и бытийные вопросы – говорите о жизни и смерти, например. Запретных тем в общении родителей с детьми нет – есть допустимая для детского возраста глубина рассмотрения этих тем.
Насыщенное информационное пространство – это не благо и не зло. Это часть современного мира, и оно имеет свои плюсы: современные дети имеют быструю реакцию, высокую скорость мышления, умеют перерабатывать большое количество информации, логически мыслить – и во многом благодаря развитию информационных технологий. Поэтому совсем ограничить детей в получении информации и «обрезать все провода» было бы неправильным. Если уж случилось так, что ребёнок обнаружил в Сети нежелательную или опасную для его психики информацию или вы замечаете, что стали страдать другие сферы его жизнедеятельности, а время нахождения в Интернет-пространстве значительно увеличивается, то вы можете обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту, неврологу, детскому психиатру) за помощью. Постарайтесь не паниковать, чтобы не нанести ребенку ещё больший вред, особенно если ребёнок маленький. Для начала просто спокойно поговорите с ним – доверительные, здоровые отношения в семье, как правило, нивелируют опасности, подстерегающие ребёнка в гиперинформационном обществе.
Евгения Пятакова, мама двоих детей (11 лет и 4 года), руководитель клуба обучения и поддержки матерей «Мамсли-сад»:
– Говорят, детство должно быть счастливым и нужно ограждать ребёнка от всякой негативной информации. Не думаю, что это абсолютно верная позиция. Если в детстве находиться в мягком и тёплом «коконе», то столкновение с настоящей жизнью может быть настоящей психологической травмой для ребёнка. Пусть ребёнок будет в курсе происходящего в мире. Да, жизнь жестока, идут войны, умирают люди. Это страшно. Но важно показать детям, что существует и положительная сторона жизни – можно и нужно строить добрые отношения с людьми, добросовестно относиться к своему делу. Ребёнок должен понимать, что выбор пути зависит от него.
Я думаю, невозможно полностью оградить юное поколение от нежелательной информации – все опасные страницы в Интернете заблокировать нельзя, да и контролировать своё чадо родители не могут круглосуточно. Поэтому, считаю, нужно осторожно и продуманно рассказывать ребёнку обо всём понемногу – в соответствии с его возрастными особенностями.
Пусть лучше он получит интересующую его информацию от семьи, чем на него обрушится поток желательной и нежелательной информации с экранов и из Интернета.
С другой стороны, надо понимать, что информационные технологии, которые были новшеством для нашего поколения, для современных детей уже привычная реальность. Она, конечно, повлияла и на возраст взросления – дети сегодня знают «всё обо всём», по крайней мере, стремятся постоянно расширять рамки своих знаний. Новое поколение более открыто обществу. Моей дочери 11 лет, и она уже достаточно взрослая, чтобы осваивать Интернет. Я никогда не стремилась ограничить её в гаджетах, новых устройствах, просто следила за тем, чем она интересуется и что ищет в Интернете. Тем не менее, для нас с мужем стал открытием её личный видеоканал на YouTube: выкладывать собственное видео в общий доступ для нашего поколения кажется неосторожным, для современных же детей это не является психологическим барьером, они в этом смысле свободнее нас. Как тут быть? Я советую мамам как можно раньше начать «инструктировать» ребёнка о том, как безопасно вести себя в Интернете – какие данные о себе нельзя раскрывать, какие сведения нельзя вводить при регистрации, как нужно общаться в Сети. И начинать это делать необходимо уже с того момента, когда родители дают ребёнку гаджет с выходом в Интернет. С самого начала нельзя допускать «свободного плавания» детей в море информации. Не стоит формировать у ребёнка привычку смотреть по телевизору все передачи подряд – определяйте сами, что смотреть, и пусть ваш ребёнок включает телевизор не для «фона», а ради конкретной передачи. И, конечно, важно следить за собой. Родители часто не подозревают о том, что привычку не отрываться от мониторов, как и другие привычки, дети перенимают у них.
Ольга Бойко, старший помощник прокурора города Новокузнецка:
– Информационная безопасность детей – это одна из целей государственной политики в интересах детей.
Защищая ребёнка от негативной информации, мы заботимся о его физическом, интеллектуальном, психическом, духовном и нравственном развитии.
В Российской Федерации сегодня существует ряд законов о защите детей в информационном обществе. В частности, в 2010 году принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». По закону к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится информация, побуждающая их к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; информация, пропагандирующая наркотики, алкоголь, азартные игры; обосновывающая или оправдывающая насилие и жестокость; пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения; информация порнографического характера и другое. Чтобы защитить детей от таких опасных сведений государством проводится экспертиза настольных, компьютерных и других игр, игрушек. Кроме того, ежегодно проводится мониторинг контент-фильтрации и установленного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях. В школах проходят уроки и внеурочные занятия по безопасному поведению в Интернете. Важно, что нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от опасной информации влечёт за собой в том числе и уголовную ответственность – за незаконное изготовление и оборот порнографических материалов или предметов и изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Отмечу, что сегодня перечень административных санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от нежелательной и опасной информации, стал значительно шире. И это представляется правильным шагом со стороны законодателя, поскольку семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании – это те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений и являются условием сохранения и развития многонационального народа России, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства.
Журналисты газеты «Новокузнецк» разбирались в вопросе, кто должен сегодня ограждать детей от опасной информации в Интернете?