Войти на сайт

Кто в тереме кузбасском живет?

Фото © Мыски

Я вот не пойму, почему у нас в регионе национальная культура всегда так или иначе сводится к культуре национальных меньшинств. Кажется, и в России в целом так же, но за Россию говорить не буду. А вот конкретно национальный Кузбасс — это почему-то почти всегда шорцы и телеуты.

Это напоминает ситуацию с цветом глаз в Бразилии. Мне рассказывали, что у них там карие глаза считаются и называются бесцветными. Ну, мол, глаза и глаза, ничего примечательного. А вот если про девушку, например, спрашивают, какой у нее цвет глаз — то это автоматически подразумевает, что они у нее серые, голубые или зеленые. И это у них и подразумевается под «цветом» глаз. И цветных глаз в Бразилии мало, ибо индейцы и негры очень сильно перемешались с белыми.

И у нас когда речь заходит о национальной политике или национальной культуре — сразу почему-то вспоминают шорцев и телеутов. Мол, основное население у нас самой обычной национальности — бесцветной — а вот эти редкость, их нужно выделять.

Я нисколько не хочу обидеть представителей малочисленных коренных народов, но уж если говорить об историческом и культурном вкладе в Кузбасс, то разве могут они сравниться с русским, украинским, татарским, немецким и еврейским народами? Тогда почему этническая культура Кузбасса чаще всего преподносится именно как экзотично-шорско-телеутская? И ладно бы только когда речь шла о Горной Шории, куда туристов надо экзотикой завлекать. А то ведь уже куда ни плюнь у нас шорские сказания. Шорцы язык-то свой почти совсем не помнят, изучают его только благодаря работам русско-еврейских лингвистов начала ХХ века, а сказаний и праздников у них что-то все больше и больше.

Я понимаю, что в Кузбассе этого в основном не заметили, но наших местных немцев мы, например, в значительной мере потеряли. Однако они еще есть — наши, сибирские, немцы. Я лично знал стариков, которые говорили на обрусевшем немецком — лексика германская, синтаксис русский. Еще помнятся немецкие деревни. Покупающим частные дома еще говорят, объясняя завышенную цену: прежние хозяева были немцы (значит, дом точно не гнилой и со всеми возможными благоустройствами).

Приезжают в Кузбасс лютеранские и католические пасторы, святят свои комнатные храмы. Где эта культура? Где ее всекузбасские праздники? Учебники? Традиции?

В конце XIX — начале XX века в Кузбасс переселились несколько украинских сел. Моя бабка была из этих переселенцев. Она всю жизнь варила настоящий украинский борщ, кроила сыновьям вышиванки, пела по-хохляцки, заплетала косу вокруг головы. И эти села живы до сих пор, и там люди помнят, кто они и откуда, даже акцент у некоторых сохранился, хотя язык уже вряд ли. Но именно та, своеобразно переваренная Сибирью, культура у них есть. Где эта культура? Кто о ней рассказывает нам?

Татары у нас молодцы. Выбили себе мечеть. Проводят сабантуи. Но татарской Кемеровскую область не называют, и татарский компонент тут присутствует исключительно в виде «ну, вот еще татары у нас». Многие молодые кузбассовцы, особенно протестно настроенные, вообще не понимают, что один из коренных народов Кузбасса — тюрки-мусульмане. Они их искренне считают пришлыми.

Потому что им никто никогда не рассказывал про татар так навязчиво и всеобъемлюще, как про пресловутых шорцев (которых кстати, раньше кузнецкими татарами называли).

Евреи местные в последнее время реально озаботились сохранением и восстановлением культуры. Не знаю, может, они гранты на это из Израиля получают. Но они есть. Даже традиционно одетых хасидов иногда встречаю на улицах Кемерова. Где про это на областных культурных фестивалях? Или что — неместный народ? Сотни лет тут живут — и все неместные?

Народ, проживший два-три поколения на одной земле — уже считается коренным. И коренных народов у нас в Кузбассе много.

Кого-то мы вместе с их культурой стремительно теряем, как немцев, кто-то старается сохранить себя — как татары или евреи, кто-то искренне воспринимает себя бесцветным — русские и украинцы. Однако всех их культурные власти игнорируют, когда речь заходит об этнической составляющей культуры Кузбасса. Это несправедливо. И, более того, это в глазах жителей других регионов и стран, значительно обедняет нас, делает нас на одно культурное лицо: бесцветные кузбассовцы и шорцы. А, живя в Сибири, особенно хочется быть разным и ярким.

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/kolonki/50311.html

Я вот не пойму, почему у нас в регионе национальная культура всегда так или иначе сводится к культуре национальных меньшинств.

3 комментария

  1. А что удивляет-то? Политика вполне в русле государственной. Имеется в виду именно «государственное образование» ЗАО РФ. В других регионах и похуже обстановка. А шорцы и телеуты поумнее остальных нацменов, вдруг ставших рьяными сепаратистами, будут, однако.

  2. Такова русскоцентричная натура, оглядывать окрестные этносы, но не глядеть на себя. Это как начинать счет предметов не с единицы, а с нуля. Кроме того, укоренилась порочная практика не учитывать народы, у которых сложились свои государства. Тех же украинцев, немцев, евреев (у них же есть Украина, Германия, Израиль). Глупо и невежественно. Да ладно, просто глупо.

    Небольшой экскурс в историю, пользуясь отсутствием у собеседника права на отказ. Рассуждать о сибирских коренных народах вообще не просто (а о кузбасских и вовсе). Все тут немного пришлые, в разное время и по-разному. Те же шорцы некогда прикочевали с Алтая. Сибирскими татарами называли повально всех нерусскоязычных. Чулымцев, хакасов (кыргызов), шорцев, телеутов, калмаков, кето и прочих. Позже из них выделили группу кузнецких татар (шорцев и телеутов), но не по национальному признаку, а по ремесленному. Проникновение Ислама в Сибирь датируется 12-14 веками, в Кузбасс 18-ым веком, так что с «коренными тюрками-мусульманами» вы, по мнению наци, преувеличиваете. Хотя, смотря кого считать «коренным». Да, а коренной народ вовсе не тот, что прожил на некой территории несколько поколений. Коренным народом именуется тот народ, что проживал на своих землях на момент создания современных государственных границ. В нашем случае, границ РФ.

    Перечитал пост и обнаружил, что ни словом не помянул русских переселенцев. Ну, вот и приплыли. Как раз то, о чем писал в первом абзаце. Натура, мать ее ети.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: