На днях таёжную отшельницу Агафью Карповну Лыкову вновь посетили гости с Большой земли. Привезли подарки и Агафьину племянницу — чтобы уговорить переехать в Таштагольский район к родне. Обещала подумать. До осени.
А там, полагаю, поглядит, как обустроилась к зимовке, как настроение сложится и, подумав, откажется. Не раз ведь жалилась на одиночество (хотя рядом живёт бывший буровой мастер с геологической базы, престарелый Ерофей Седов), на надобу в молодых помощниках-единоверцах (они время от времени к ней залетают и живут подолгу), сама гостила у родни и даже в больнице лечилась — а потом говорила «нет» и оставалась у родных могил.
Мне довелось несколько раз побывать в тамошних уединённых местах, куда нет дорог. Да и тропа только одна — вдоль Абаканского хребта. Так что мы туда летели по воздуху.
Вот «Ми-8» поднимается над таштагольским аэродромом, на Кондомой-рекой — вираж, и река уходит в сторону. Потом за голубой дымкой исчезает город. Извилистые грунтовые дороги, расползшиеся желтыми истончающимися щупальцами от Таштагола, мало-помалу превращаются в малозаметные стёжки. А потом и вовсе исчезают.
Некоторое время летим вдоль зелёной реки (её «зеленят» выбросы глины золотодобычных карьеров) — это Лебедь, она течет в Горном Алтае, долиной Лебеди пробирались в поисках Чистой земли, так называемого Беловодья, приверженцы «старой веры». Часть их ушла от Бийской крепости по ущельям Катуни в Уймонскую долину, под гору Белуху. А другая часть вышла Лебедью в Горную Шорию и на Абакан.
Вот и река Абакан. Вот знакомый плес под названием Тиши. Двадцать километров тихой воды. Березки по берегам. Вычищенные от бурелома бывшие хлебные поля и покосы. Деревня, в которой хозяйновал Карп Осипович Лыков, позже ушедший на Еринат, была именно тут, в Тишах.
Староверы, пришедшие в Сибирь с российского Севера, умели устраиваться.
Работящие и трезвые (приверженцы старого, «дониконовского» православного обряда употребляют лишь медовую брагу и только по самым большим праздникам, вдобавок к этому не курят табак, не пьют нерусские чай и кофе, а также не сквернословят), они обустроили Тиши и зажили спокойной и размеренной, согласной с Природой жизнью.
Поначалу вдали от мiра (именно так по старой орфографии, через «i» следует писать это слово, имеющее значение — «род человеческий», чтоб не было оно омонимично слову «мир», означающему просто «покой») община жила своим издревле почитаемым укладом: земледельствовали, скотину обихаживали, охотничали, рыбалили, собирали дары леса. Позднее, с приближением к Беловодью так называемой «цивилизации» работали в золотой добыче, в леспромхозах и лесхозах. Всегда при этом жили насыщенной интеллектуальной жизнью — староверы все поголовно грамотеи, историю России знают с древнейших времен, а уж свою собственную или, точнее, историю своих одноверцев, тем более.
Грамоте — и чтению, и письму — эти люди учатся по старым книгам (новосибирский археограф Николай Покровский в 1960-х годах, всего-то тридцать лет тому, открыл, что существуют староверческие «скриптории», где книги переписываются в согласии с вековыми канонами — и, больше того, он нашел массу доселе не известных письменных свидетельств духовной жизни русских людей — в частности, жизнеописаний). Иногда это очень старые книги — они пришли из XVII века. Из так называемой «дониконовской» эпохи.
Рубеж тут — реформы православной обрядовости, проведенные московским патриархом Никоном.
Драматизм и накал страстей всей истории церковного раскола в России крайне бледно отражен в исторических и художественных произведениях.
Продолжались преследования староверов вплоть до 1900-х годов. Позднее эстафету подхватили официальные советские атеисты. От них, кстати, и ушел из Тишей Карп Осипович с семьей — зимою, по льду и полыньям Абакана.
Сообщество вечно гонимых знает своих мучеников и героев, святых и воинов. История раскола, повторю, пока толком не написана. И столь много вашего внимания я занимаю информацией о том, что она существует, только чтоб подчеркнуть — эта, в значительной мере остающаяся под спудом для многих из нас с вами «неизвестная Россия» является неотъемлемой частью духовной жизни значительной группы русских, много лет старавшихся избегать контактов с мiром, где водка и наркота, американские боевики и проституция, где политика и казнокрадство, и как бы законсервироваших в себе генетический фонд настоящей России.
И всё это, естественно, неотъемлемая часть жизни Агафьи Лыковой. Она искренняя и отчасти фанатичная приверженница традиционного уклада. Любое отступление от принятых предками правил жизни ей представляется катастрофичным.
С соседом Ерофеем Седовым она в неладах из-за вещей, кажущихся нам сущими пустяками: Ерофей поджигает растопку в печке зажигалкой, а надо непременно зажжёной лучинкой.
Повторяю, географически это очень уединённое место. С востока и юга оно закрыто Саяном и Чулышманским нагорьем. С запада — Абаканским хребтом и его отрогами. Только одна стёжка ведёт на север, вдоль реки Абакан.
Но это обжитое место. Огород уступами на горном склоне: грядки с благоприобретённым гумусом, всякий отход жизнедеятельности, природной и человеческой, уложен тут перегноем. Несколько построек. Их ставили когда-то энтузиасты-помощники из бывшего треста «Таштаголшахторудстрой» и гости-таёжники. Само собой, хозяйство, козы. Инструментарий, накопленный годами — от «тятенькиной» деревянной мотыги до доброхотной бензопилы, завезённой недавно. Иконы. Ещё «дониконовские». И книги. Тоже старого письма.
Заимка стоит на берегу Ерината. От воды несколько метров по вырезанным в твёрдой глине ступеням. С прибрежной полки, где постройки, а можно и выше зайти, открывается роскошный вид на долину Абакана, куда впадает Еринат, и окрестные, тесно уставленные нехоженным лесом горы. Где-то поверх них гольцовая зона и нетающие снежные проплешины. Говоря словами классика: «воздух чист и свеж, как поцелуй младенца»…
И самое главное: ещё жив крытый кедровым корьём домик, где родилась Агафья, а рядом дорогие могилки. «Тятенька» Карп Осипович завещал дочери не покидать родное место. И она, уверен, будет держаться за него изо всех сил.
На днях таёжную отшельницу Агафью Карповну Лыкову вновь посетили гости с Большой земли