Последние новости:
Последние тенденции в мировой экономике не обошли стороной рекламный рынок: бизнес оптимизирует затраты, бюджеты PR-кампаний сокращаются, а в итоге терпят убытки и СМИ. Некоторые издания оказались на грани закрытия, недополучая деньги за размещение рекламы и заказные материалы.
Какая ситуация сложилась в Кузбассе, обсуждали накануне Дня работников рекламы на первом «MediaWorkshop», который провела «Кузбасская медиагруппа» (КМГ). Тему мероприятия обозначили довольно жёстко: «Кузбасская реклама: ад или не всё потеряно?». Отвечали на этот вопрос собственники и руководители различных сфер бизнеса, представители PR-отделов и непосредственно журналисты. В течение двух часов специалисты искали эффективные решения по продвижению товаров и услуг в условиях кризиса, затронули проблемы и перспективы заказной рекламы и другие аспекты.
Реклама в столице и за МКАДом
Первый «MediaWorkshop» открыл гость из Москвы — руководитель и сценарист крупных проектов «Европейской медиагруппы» Борис Афанасьев. В своём выступлении он обозначил особенности столичного рынка в сравнении с региональным, отметив, что размещение рекламы на федеральных каналах в разы дороже, но при этом она далеко не всегда приносит тот результат, который от неё ждут.
По его мнению, региональным компаниям эффективно и достаточно экономично выступать партнёрами крупных телевизионных проектов, например, таких как «Медиа Краса» и «Шоу бой».
По прогнозам столичного эксперта, высокий рейтинг и достаточно большой охват аудитории за счёт семи радиостанций и трёх телеканалов, которые входят в медиаактивы КМГ, принесут от рекламы колоссальный эффект.
Афанасьев также напомнил об эффективности полускрытого размещения рекламы в художественных произведениях и в эфире — Product Placement (РР). Как признали представители регионального рекламного рынка, это явление у нас пока ещё мало популярно. Но федеральные эксперты отмечают, что РР улучшает узнаваемость и запоминаемость бренда (в два раза при сочетании с рекламным роликом), даже если само наличие скрытой рекламы вызывает у зрителей негативную реакцию.
— Первый важный параметр, к которому привязана эффективность Product Placement, — в том, что сама программа, в которой появляется товар, должна быть масштабной и нравиться зрителям. Проекты «Кузбасской медиагруппы» в этом плане меня лично радуют, — отметил московский специалист, подчеркнув, что здесь заказчик получает рекламу в рейтинговых программах, о которых знает вся область.
Реклама как инвестиции в будущее
Сейчас многие рекламодатели, кузбасские в том числе, считают нецелесообразным заниматься пиаром и вкладываться в раскрутку бренда с учётом экономических условий. Однако, участники дискуссии сошлись во мнении, что даже во время кризиса необходимо делать вложения в бренд, чтобы не «вылететь» с рынка.
Начальник отдела маркетинговых коммуникаций компании «Теле2» Татьяна Кардаильская призвала коллег и партнёров рассматривать эти расходы как инвестиции в будущее.
— Вложения в бренд окупаются всегда. Ключ в том, чтобы относиться к медиазатратам не как к пустым расходам, а как к инвестициям, — отметила она и рассказала об антикризисной стратегии развития региональной рекламы, в частности кобрендинге (размещение в рекламном поле двух или более брендов, объединённых одной целью и сообщающих о программах для потребителя).
— У нас в этом году появился бренд «Фермерские продукты». Если бы мы не вложились в рекламную кампанию, и его не продвигали, можно было бы завод закрывать. Он самый маленький в Кузбассе, но сейчас работает на 100% мощности. В первый год загрузили полностью тот новый продукт, который рекламировали в том числе и на «Медиа Красе», и на «Шоу бой» спортсмены пили наши молочные продукты. Если о себе не заявлять, конкуренты просто затопчут, и тебя забудут, — подтвердила генеральный директор «Кузбасской медиагруппы», вице-президент по СМИ и торговле холдинга «Сибирский Деловой Союз» Анастасия Танасюк.
С этим согласилась и представитель «Системы Чибис» Ирина Арабьян, которая также увеличивает своё присутствие в медийном пространстве.
— Мы даём очень много рекламы, в основном информируем о своих акциях. Это тоже определённое позиционирование. Когда в печатном издании или в телеэфире выходит информация о новинках с хорошим предложением цены, она действительно получает распространение. Такие товары становились лидерами не только в торговых сетях, но и в целом регионе, — заявила Арабьян.
Хороший сервис как ключ к успеху
Кризис — достаточно благоприятное время для того, чтобы всем встряхнуться и обратить внимание на действительно важные вещи, правильно расставить акценты, считает заместитель управляющего Кемеровским отделением ОАО «Сбербанк России» Кирилл Классен.
— Прежде всего, нужен сервис: какую бы мы рекламу не дали, какие бы бюджеты не осваивали, всё разобьётся о плохой сервис. Люди больше всего нуждаются в человеческом отношении. От рекламы сервиса будет отдача 100%: продукты (у компаний) примерно одинаковы, цены тоже, а вот сервис у всех разный. Надо переформатировать наш подход и выстраивать вместе с собственниками стратегию клиентоориентированности, и реклама должна быть на это направлена, — пояснил он.
О важности сервиса говорил и ресторатор Иван Печерский. Он также считает, что в непростое экономическое время в первую очередь необходимо не вкладывать в производство нового продукта, а улучшать то, что уже есть: качество обслуживания и имеющихся блюд.
— Ресторанный бизнес не такой высокодоходный, чтобы можно было выделять большие средства на масштабные рекламные кампании. Особенно сейчас, когда есть падение на рынке, у всех — не люблю очень слово «экономия», мне больше нравится «оптимизация». Когда начинаешь оптимизировать (расходы), на всё смотришь по-другому. Чтобы не наделать ошибок, не поддаться общей панике, ухожу в сторону совершенствования бизнес-процессов, которые важны для результата. В сфере услуг всегда есть, над чем поработать внутри, посмотреть, что можно улучшить. Нужно последовательно выполнять свои задачи: повышать профессиональный уровень персонала, улучшать качество блюд и продуктов, — рассказывает Печерский.
Ресторатор поделился успехами продвижения своего бизнеса через социальные сети, которое само по себе более адресно и позволяет оперативно информировать посетителей обо всём, получая и обратную связь — мнения и комментарии в Facebook и Instagram.
По-прежнему немаловажным для заведений общепита, по его словам, остаётся проведение больших мероприятий: банкетов, свадеб, юбилеев и других торжеств. «Идём на скидки и дополнительные бонусы, так как это на самом деле эффективно: люди собирают своих друзей, к нам приходят новые люди и от того, насколько им понравится, будет зависеть, станет ли он нашим постоянным гостем, расскажет ли о нас другим. В целом кризис даёт возможность заниматься улучшением нас самих», — резюмировал ресторатор.
Диалог заказчиков и журналистов
Экономический журналист Татьяна Думенко придерживается мнения, что сейчас как никогда необходимы нестандартные подходы к рекламе, в том числе и к оплачиваемым публикациям.
— PR и заказные материалы в СМИ были, есть и будут. Даже если всего два человека в области прочитает статью или посмотрит сюжет, то для них это будут делать (…). Вопрос в другом: журналисты очень плохо выполняют эту функцию, не могут придумать, как сделать лучше и интереснее, идут по накатанной линии, не предлагая рекламодателям новые формы. СМИ надо бороться друг с другом, чтобы пришли именно в твоё издание. Конкуренция возрастает, денег меньше, поэтому надо думать головой, — говорит она.
По её мнению, несмотря на определённые рамки, которые ограничивают работу журналистов и заказчиков, всё можно решить: «Примеры есть, люди не остановились, они готовы что-то придумывать, готовность к обсуждению должна быть».
— Такие экономические ситуации, как сейчас, были и будут в том или ином виде, и нужно иметь внутреннюю готовность меняться и работать дальше. Универсальных рецептов быть не может, плюс региональный компонент влияет. В итоге и заказчику рекламы, и исполнителю нужно иметь множество инструментов в собственном арсенале, нужно быть гибче, — добавила журналист Наталья Гузева.
В свою очередь директор студии веб-дизайна «Пятое измерение» Андрей Сомов напомнил о немаловажной роли рекламы в интернете, в том числе в социальных сетях.
— Кризис заставляет искать новые площадки. Плата за вход в этой сфере минимальна, и интернет с точки зрения оптимизации расходов становится всё интереснее. И сейчас стоит перераспределять бюджет в сторону интернет-рекламы, — отметил он, упомянув, что её эффективность повышает одна из главных задач интернета — дать чёткий ответ на любой вопрос.
Первый, но не последний Workshop
Организаторы и участники первого «MediaWorkshop» признали его хорошей площадкой для свободного общения, которая, возможно, даст новый импульс развитию рекламного бизнеса в регионе, сделает его более современным и прогрессивным, постепенно приближая к федеральному уровню. Такие мероприятия решено проводить регулярно.
«Кузбасская медиагруппа» в свою очередь напомнила, что несмотря на общемировую ситуацию в экономике, им удалось реализовать в 2015 году яркие и зрелищные шоу «Медиа Краса» и «Шоу Бой», провести трансляции разного уровня соревнований, включая боксёрские поединки и титульные бои Чемпионата мира по версии АРВ, первенство России по боксу среди юниоров 19–22 лет. В следующем году КМГ обещает зрителям и рекламодателям ещё больше новых интересных проектов.
Последние тенденции в мировой экономике не обошли стороной рекламный рынок: бизнес оптимизирует затраты, бюджеты PR-кампаний сокращаются, а в итоге терпят убытки и СМИ